Белоозёрское муниципальное бюджетное учреждение
Дом культуры «Гармония»
Муниципальное образование «Городское поселение Белоозёрский»
Воскресенского муниципального района Московской области
8 (496) 44-51-900

Вы здесь

Второй семинар для родителей.

На втором родительском семинаре, который состоялся 15 апреля, была продолжена  работа по осмыслению цели православного воспитания – образ «развитой» личности. На прошлом семинаре были названы качества:

- доброта (здесь будем понимать милосердие, сочувствие, сострадание),

- честность,

- разумность (здесь и наличие знаний, и умение ими пользоваться, и аналитическое мышление)

- мудрость (способность критически оценивать свои и чужие поступки и делать правильные выводы),

- воцерковленность.

На этом семинаре было предложено дополнить список:

- вера в Бога.

Вера и воцерковленность – по этим понятиям возникла дискуссия. Для одних воцерковленность и так включает веру. Но для других воцерковленность можно понимать как фарисейство или обрядоверие, то есть следование всем канонам Церкви, но без веры.  Каждая сторона настаивала на своем. В итоге было предложено оставить в списке оба качества.

Размышляя над тем, каких качеств еще не хватает в нашем списке, появились предложения:

- смелость. (Действительно, для православного человека в наше время зачастую необходимо иметь смелость, чтобы отстаивать свои убеждения).

- послушание, смирение.

По понятиям «послушание» и «смирение» возникли дебаты, как их понимать. Если в светском смысле – то это воспринимается как рабская психология. Если в церковном смысле – то это почти святость. Но в таком случае эти качества не могут быть целью воспитания, так как они являются плодом собственного выбора и  деятельности человека.

Но что удивительно, участники семинара не назвали одно из важных качеств будущей личности, которое предшествует появлению смирения, послушания и многих других качеств:

- ответственность!

Когда это качество назвал ведущий, многие заявили, что воспитание ответственности является важнейшей проблемой. Тем не менее, факт остается: сами участники семинара об ответственности не вспомнили. Не хотелось бы, чтобы кто-то воспринял это как обидный упрек или случайное недоразумение. Почему-то у большинства родителей воспитание ответственности находиться на периферии сознания. И потому в обществе имеем печальный результат – инфантильность многих взрослых, или как это стало модно говорить в политике «онижедети».

Правда, тут же, в рассуждениях участников семинара понятие «ответственность» было сведено к способности следовать какому-то порядку, а потом к умению ребенка прибирать за собой. К обсуждению этого понятия мы еще вернемся на наших семинарах. К этому необходимо подготовится.

После этого вернулись к теме, которая тоже обсуждалась на предыдущем семинаре, - соотношение между семьей и обществом. Семья, с одной стороны, является частью общества. И потому, к сожалению, несет в себе не только доброе начало, но и многие пороки общества. С другой стороны, семья противостоит обществу. Отношения в обществе строятся в первую очередь на нормах и законах. Отношения в семье строятся в первую очередь на любви. И мы говорили ранее, что семья – это школа любви. И в этом потенциал семьи противостоять порокам общества и воспитывать в ребенке нравственный стержень.

Для разговора об ответственности необходимо более серьезное понимание того, что такое нормы и законы. Рождаясь, ребенок попадает в общество, которое пронизано разными нормами. Нормы языка, правила поведения, нормы культуры, правила дорожного движения, законы государства и многое другое, вплоть до норм нравственных. А в любом человеке, не только в ребенке,  живут собственные устремления и порывы, обусловленные его природой или мечтами. Обычно это выражается в противоречие между «хочу» и «надо». Маленький человечек узнает об этом, когда ему говорят: «Это нельзя, а это можно». И суть воспитания многие и видят в том, чтобы научить человека следовать установленным нормам. Нормы всегда направлены на ограничение естественных порывов человека. И человек должен научиться ограничивать себя.

Но беда в том, что ребенок зачастую просто не умеет останавливать себя, свои порывы. Его как марионетку влекут внутренние желания и стремления. Ребенок не ставить цель сделать то-то или то-то. Это делает его внутреннее естество, а он не умеет себя остановить. И взрослые часто упрекают детей, не пытаясь их понять.

На семинаре был затронут вопрос о том, как  дети разных возрастов относятся к нормам. До определенного возраста ребенок не имеет понятий об окружающем мире. Он может кричать во все горло, не замечая вокруг других. Но постепенно к трем годам у него складываются первичное представление о мире. И очень важно, чтобы это представление было добрым. Задача родителей в этот период с любовью воспитывать ребенка нормам поведения. Необходимо понимать, что в этом возрасте у ребенка еще нет «задних» мыслей. Если он кричит, плачет – значит, его что-то беспокоит. И если родители его не понимают, если сразу пытаются наказывать, то ребенок оказывается один на один со своими проблемами и внешний мир начинает воспринимать как враждебный. К счастью для родителей, у ребенка еще большой запас доверия.

При достижении трехлетнего возраста у ребенка появляется собственное «Я». И если до этого возраста плач и «капризы» на самом деле были лишь проявлением внутренней беды ребенка, то с этого возраста ребенок начинает изучать мир, в том числе и мир норм. И он будет настаивать на своем требовании, до тех пор, пока не увидит границы. Это уже настоящие капризы. И родителю надо суметь различить, где ребенку на самом деле плохо, а где лукавая игра в стремлении подчинить себе взрослого.

Возраст от семи до примерно десяти лет характеризуется тем, что ребенок учится следовать нормам. Это как бы «прошито» в его внутреннем мире. Но надо понимать, что нормы он принимает не критично. Достаточно того, что так говорит взрослый. Именно поэтому дети из «воцерковленных» семей хорошо ходят в храм. До определенного возраста.

Но дети подрастают, начинается подростковый возраст, и вот уже юношей и девушек в храме мы почти не видим. Этот возраст называют трудным, переходным. Это период постижения смыслов. В этом возрасте для детей большую роль начинают играть сверстники и их мнения. Авторитет взрослых начинает таять. Это период формирования личности. И если в предыдущее время родители сделали множество ошибок, то они столкнуться с большими проблемами в отношениях со своими детьми.

На следующем семинаре, который состоится 13 мая, мы продолжим разговор о воспитании ответственности.