Белоозёрское муниципальное бюджетное учреждение
Дом культуры «Гармония»
Муниципальное образование «Городское поселение Белоозёрский»
Воскресенского муниципального района Московской области
8 (496) 44-51-900

Творческие коллективы

Вы здесь

Киноклуб. Убить дракона.

«А рыцарь... Рыцарь всегда на распутье дорог»
                                                            Ланцелот

  Особенностью очередного заседание киноклуба, которое состоялось 20 января, было то, что оно проходило после Рождественской игры и было логически с ней связано. На киноклубе мы смотрели и обсуждали фильм-притчу Марка Захарова «Убить дракона», который снят по мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон». В основе сценария – традиционный сюжет о рыцаре и драконе.
  Четыреста лет некий город, куда попадает странствующий рыцарь Ланцелот, живет под властью Дракона. Уже начало фильма непонятно нашим зрителям. Люди, подвешенные вниз головой, едут по конвейеру, и тут же сидят конторские девушки и спокойно ведут какой-то учет. Рядом стражники, с которыми эти девушки еще и кокетничают. Пришлось объяснить, что таким образом на мясокомбинате перемещаются коровьи туши. И ребята пришли к выводу, что эта сцена символизирует бесчеловечность.
  Далее, погружаясь в атмосферу этого города, сталкиваешься с множеством внешне смешных, но на самом деле, грустных моментов. Бургомистр, который заявляет о себе: «Болен всеми нервными и психическими заболеваниями, и ещё тремя, неизвестными до сих пор… Но... избираюсь 17-й раз подряд, пожизненно». Девушка Эльза, которая радуется, что ее отдают в жертву Дракону. Ее отец, ученый архивариус, говорит про Дракона: «Мы привыкли… Он очень добр… Он очень много сделал для нашего города...». Но больше всего ребятам запомнилась его убежденность: «Единственный способ избавиться от Дракона - это иметь своего собственного». 
  Спасая Эльзу, Ланцелот вызывает Дракона на бой. На замечание Ланцелота: «Мы еще не обсудили условия поединка» Дракон возражает: «Мы давно уже убиваем без всяких условий. Новое время - новое веяние». Но удивительно, что сами жители города пытаются помешать рыцарю. Эльза соглашается подло убить Ланцелота, а ее отец говорит об этом: «Конечно, это большое доверие. Нам. Понимаешь, именно нам... Именно доверие...» Люди «собрались», чтобы уговорить рыцаря отказаться от сражения. На возражение Ланцелота, что «это» - не народ, бургомистр отвечает: «Это хуже народа! Это лучшие люди города!» Они боятся и трепещут. Да и сам Дракон показывает Ланцелоту, что у этих людей уже почти не осталось ничего человеческого: он им делает зло, а они благодарят и заискивают перед ним.
  В какой-то момент Ланцелот приходит в отчаяние и почти отказывается от борьбы. И в этот момент... Вот, что увидел Ланцелот в этот момент, мы смогли понять только благодаря отцу Роману, потому что в фильме святое изображение было сделано в католической традиции. Икона-барельеф и статуя страдающего Христа – вот, что придало Ланцелоту силы. Да и Эльза в момент отчаяния идет в храм. Об этом она говорит Ланцелоту: «Я сегодня молилась. В нашем городе давно никто не умеет молиться». Таким образом, режиссер фильма показывает источник силы для победы над Драконом. Однако, наши зрители пока этого не видят.
  Интересно, что в фильме почти не показано сражение. Зато показана реакция жителей города. На вопрос архивариуса: «Что там, на небе, видно?» прохожий отвечает: «Сегодня каждый сам за себя решает, что он видит».
  Во всем проявляется рабская психология. И страшнее всего – с того момента, когда Дракон побежден. «Хорошо, когда свобода», - радуются люди и начинается вакханалия, которая заканчивается еще большей диктатурой Бургомистра. «Три головы упало, а выросло тысяча», - сокрушается Ланцелот. И стремясь что-то изменить, он кричит: «...Люди! Вы же свободные люди!.. Ну поймите же, он здесь, (показывает на голову), и я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона в себе! В себе!»
  В этот момент незаметно для себя Ланцелот сам становится «Драконом». Его отрезвляет Эльза, плеснувшая в него из бокала. Но вопрос остается. Как убить Дракона, если он в каждом из нас? Единственный способ избавиться от Дракона - это иметь своего собственного? Это замкнутый круг. Есть о чем задуматься участникам киноклуба. Хотя, к сожалению, даже задуматься смогут не все, потому что не все «видят своего дракона». Показательно, что во время жестоких сцен в фильме в зале был смех.
  Может быть, поэтому многие из них не поняли, почему после победы над Драконом началась зима. Опять понадобилась помощь батюшки: «Когда приходит весна - что говорят?» «Оживает природа», - ответили ребята. Зима - символ безжизненности. Участники обсуждения поняли, что рабское существование – это не жизнь. В начале фильма Ланцелот рассуждает: «Я начал завидовать рабам. Они все знают заранее. У них твердые убеждения. Наверное, потому что у них нет выбора. А рыцарь... Рыцарь всегда на распутье дорог».
  Только постоянный поиск истины, борьба со злом, неудовлетворенность достигнутым, стремление к совершенству через падение и взлеты – это жизнь. И только тогда придет настоящая свобода, настоящее счастье и настоящая любовь. А то, что мы сейчас называем этими словами - зачастую грубая подделка и обман.
  Большинство членов киноклуба участвовало в игре «Победить Наполеона». После этого фильма они поняли, почему так называлась игра. В 19 веке Наполеон был кумиром, символом сверхуспешности. Тогда многие мерили свои поступки «наполеоновским аршином». Достаточно вспомнить героев романа «Война и мир» Пьера Безухова и Андрея Болконского, или Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». «Победить Наполеона» - это победить свою гордость. Потому темой игры и было понятие «смирение», потому что смирение – это оружие против гордости.

  Фильм «Убить дракона» очень богат символами, красивыми цитатами, богатыми смыслами. Его следует смотреть и размышлять над ним не один раз.

Клуб "Странники"